МАСТЕР-КЛАСС «ДУХОВНЫЕ СТИХИ. ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

15 октября в Малом концертном зале Поволжского Православного института состоялся мастер-класс «Духовные стихи. Традиция и современность» под руководством Андрея Николаевича Котова – руководителя ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», фольклориста и исследователя культурных традиций.

На этой встрече присутствовали участники конкурса духовных стихов и песнопений «Живая старина. Китеж-град» — исполнители народной музыки из Ульяновска, Казани и других городов нашей страны, а также студенты и гости Поволжского православного института.

Эта встреча была посвящена одному из ключевых фольклорных жанров русской культуры – жанру духовных стихов. Свою речь Андрей Николаевич начал с истории возникновения и распространения этих произведений. Причины «угасания» данного жанра связаны с внутриполитической обстановкой России в XX веке. Фольклорист указал, что образцы духовных стихов сохранились в Пушкинском доме, а также в собраниях народных песен братьев Киреевских, в собрании П.А. Бессонова «Калики перехожие». «Работа по собиранию духовных стихов началась достаточно поздно – в восьмидесятые годы».

Духовные стихи, дошедшие до наших дней, считаются поздними, относятся ко второй половине XIX века и представляют собой сплав литературных и народных традиций. Появление их в этот период связано с образованием народных школ и распространением духовной литературы.

Разновидность духовных текстов – монастырские покаянные стихи. «Это особенный жанр русской духовной лирики, который практически никогда не издавался». Исследователь прочитал слушателям одно из таких произведений:
«О, человече
Аще еси честен властелин
То бо дар Божий и дан тебе.
Не возгордися и в величестве своем,
Пока земля еси и в землю поидеши.
О, человече
Обоих бо Бог сотворил
Нища и богата.
Нищий богатым питается,
А богатый молитвою нищего спасен бывает».

«Духовные стихи, — отметил Котов. – Это ответ человека на молитву, данную ему свыше. Духовные стихи шли от чувства человека: покаяния, радости, от страха смерти и понимания бессмертия души. Для нас это вопросы, которые мы всю жизнь пытаемся решить: есть ли Бог или нет, а если есть, то какой он? Для человека традиции это никогда не было вопросом. Смерть и разрушение его физического тела не вызывало страх. Вызывало страх не обретение вечной жизни». Андрей Николаевич сообщил, что более 70 % духовных стихов посвящены теме расставания души и тела. «Это стихи не о смерти. Это стихи о жизни, но с другой стороны».

Андрей Котов поделился со слушателями одним из приёмов народного пения – традицией припевания и подпевания – и исполнил вместе с аудиторией один из духовных стихов «Ох, горе таковому ленивому!».
Духовные стихи не ограничиваются лирикой; они имеют и эпическую форму. Отличить их от авторских произведений несложно.

Исследователь считает, что содержание стиха и его понимание исполнителем превосходит над музыкальным сопровождением. Колёсная лира – один из таких вспомогательных музыкальных инструментов. Андрей Николаевич исполнил под его звучание переложение первого псалма, обнаруженное им на границе Украины и Курской области в 1986 году.

После лектор приступил к награждению участников. Котов поблагодарил творческие коллективы, выступавшие на конкурсе, за отсутствие уныния в их исполнении.

После мастер-класса участники задавали вопросы Андрею Николаевичу, делали с ним фото и благодарили за его выступление. Корреспондентам газеты «Гаудеамус» тоже удалось задать ему несколько вопросов:

— Андрей Николаевич, считаете ли вы, что наше общество в современном его состоянии способно сохранять и поддерживать культурное наследие нашего народа?

— Способно, как и любое общество. Любое общество в каком-либо виде всегда поддерживало своё культурное наследие. Вопрос не в том, может оно или не может, вопрос в том, что оно считается этим культурным наследием.

— Какой музыкальный инструмент в большей степени раскрывает душу человека, изменяет её?

— Я об этом никогда не думал. Мне кажется, что инструмент сам по себе ничего не меняет. Это всего лишь инструмент в руках человека. Меняет человек на нём играющий. Одно время чувственным инструментом считалась скрипка, она находилась под запретом церкви, поскольку считалось, что скрипка возбуждает в человеке страсть. Но не скрипка возбуждает, это делает человек. Стреляет не автомат. Стреляет человек, который нажимает на курок.

— Спасибо. В прошлом году, когда вы приезжали к нам в институт, ещё не был отстроен главный вход. Какие впечатления он у вас вызвал?

— Моё впечатление таково: институт с каждым годом становится всё краше и краше. В этом году я вошёл в главный вход, появилась лестница, фрески – это очень красиво. И вообще он приобретает всё более завершённый вид.

Встреча музыкантов проходила в дружеской и тёплой атмосфере, была наполнена шутками, улыбками, и, конечно же, музыкой.

Рекомендуем посетить